Светские нормы и религия. Нравственность дагестанца
26 Окт 2014
В нынешних условиях вопрос нравственности в нашем обществе находится в очень кризисном состоянии. Уже нет тех четких и однозначных ориентиров и идеологии, которые формировали систему нравственности. Плюрализм идеологий, который зафиксирован в Конституции страны, стал для многих социальных институтов, в какой-либо степени причастных к воспитанию поколений, потерей основ мировоззрения в формировании личности.
Влияние на социализацию личности
Процесс социализации личности в России сегодня происходит под огромным влиянием культуры Запада и ее ценностей, которые во многом противоположны традиционной российской культуре, в особенности народов, исповедующих ислам.
Самую большую озабоченность из-за проблем нравственности проявляют самый крупные конфессии России – РПЦ и исламские центры. Она выражается в программных документах православной церкви и Совета муфтиев. В них выражается высокая роль религии в формировании духовности. Наряду с этим, это не очень очевидно, ведь общество, построенное на религиозной духовности, и страна со светской конституцией не могут целиком соответствовать.
В нынешних условиях России самую большую конкуренцию можно отметить среди моральных ценностей светского и религиозного характера. В Дагестане такое явление отчетливо обозначено в вопросах, которые касаются проведения свадеб, работы саун, продажи алкоголя, узаконивания многоженства, особенностей одежды, отношений среди людей, российских праздников и т.д. Стоит вопрос об общем характере религиозных ценностей в формировании нравственности всего населения Дагестана.
Главные вопросы
Из-за вышеперечисленных обстоятельств возникает как минимум 2 вопроса:
- Может ли нравственность религии стать общей основой нравственности общества, которое объявило плюрализм идеологий и мировоззрений?
- Насколько всеобщее сознание жителей Дагестана признает религиозность важным условием нравственности человека?
Конечно, многие положения сунны и Корана способствуют становлению нравственности, так же, как и другие религии. Одновременно с этим, религиозное сознание играет только одностороннюю роль в создании духовности человека.
Российские мусульмане находятся в очень сложном положении из-за того, что им, с одной стороны, нужно соблюдать исламские нормы, а с другой – жить по законам Конституции. В первом случае имеются в виду ценности традиционного общества, в которых главное место занимает подчиненность людей коллективным интересам, а также и религиозным стереотипам. Во втором случае приоритетом являются права человека перед правами коллектива. Эти системы норм имеют определенное несоответствие. К примеру, в исламе нормальным явлением является многоженство, в то время как в светском законодательстве такое невозможно, а в обществе – просто аморально.
Ислам не одобрят совместное нахождение женщин и мужчин на свадьбе, танцы женщины и мужчины, игру на музыкальных инструментах, но для светской жизни это является нормой.
Возвращение исламских норм
Целью духовных лиц является возвращение дагестанцев в систему норм ислама в различных вопросах нравственности. При этом приемлемыми не считаются и устоявшиеся адатные традиционные нормы. То есть, нужно отказаться от таких ценностей народа, как музыкальные инструменты. По исламу, дагестанцы должны отказаться от традиционных театра, скульптуры, живописи и т.д.
Нельзя считать, что воздействие мировоззрения на основе религии на нравственность было и есть положительным, так же, как и светского. Довольно того, как часто злоупотребляют религиозными мотивами для оправдания войн, преступлений и мракобесий.
Либеральные ценности оказали огромное влияние на дагестанцев, они заметно расширили возможности человеческих сил и задатков. Человек получил больше свободы, но он не научился распоряжаться такой свободой в соответствии с нравственными правилами..
К сожалению, отзывы закрыты.